Развитие речи и подготовка к обучению грамоте
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Характерной особенностью у детей старшего дошкольного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Наполняемость группы-15 детей.
Программа занятий
Календарно-тематическое планирование
к программе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Раздел № 1 «Мир вокруг нас»
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения занятия |
1 |
Игрушки. Составление рассказа - описания «Моя любимая игрушка». |
1ч. |
|
2 |
Игрушки. Составление рассказа - описания «Моя любимая игрушка». |
1ч |
|
3 |
Части тела. Умывальные принадлежности. |
1ч. |
|
4 |
Осень. Рассказывание по картине «Осенний день». |
1ч. |
|
5 |
Осень. Рассказывание по картине «Осенний день». |
1ч. |
|
6 |
Овощи-фрукты. Описание предметов и картинок. |
1ч. |
|
7 |
Овощи-фрукты. Описание предметов и картинок. |
1ч. |
|
8 |
Дом. Составление краткого повествовательного рассказа «В каком доме я живу» |
1ч. |
|
9 |
Мебель. Зарисовка и описание своей комнаты по схеме (плану). |
1ч. |
|
10 |
Электрические приборы. Рабочие инструменты. |
1ч. |
|
11 |
Итоговое занятие по темам «Рабочие инструменты», «Электрические приборы», «Мебель», «Дом». |
1ч. |
|
12 |
Итоговое занятие по темам «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты». |
1ч. |
|
13 |
Профессии. Придумывание мини-рассказов о роде деятельности людей с опорой на картинки. |
1ч. |
|
14 |
Семья. Составление рассказа о своей семье |
1ч. |
|
15 |
Семья. Составление рассказа о своей семье |
1ч. |
|
16 |
Город, село. Составление рассказа по плану о селе. |
1ч. |
|
17 |
Посуда. Описание предметов по картинке. |
1ч. |
|
18 |
Головные уборы. Обувь. |
1ч. |
|
19 |
Одежда. Описание предметов одежды. |
1ч |
|
20 |
Итоговое занятие «Профессии», «Семья», «Город, село», «Посуда». |
1ч. |
|
21 |
Итоговое занятие по темам «Головные уборы», «Одежда», «Обувь». |
1ч. |
|
22 |
Зима. Беседа по сюжетной картинке «Зимние развлечения». Практическое усвоение слов, связанных со словом зима. |
1ч. |
|
23 |
Новогодний праздник. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я готовлюсь к встрече Нового года» |
1ч. |
|
24 |
Дикие животные. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как животные готовятся к зиме» |
1ч. |
|
25 |
Домашние животные. Описание четвероногого друга с опорой на схему. |
1ч. |
|
26 |
Домашние птицы. Пересказ рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей». |
1ч. |
|
27 |
Итоговое занятие по темам «Зима», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы». |
1ч. |
|
28 |
Хлебные продукты. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как выращивают хлеб» |
1ч. |
|
29 |
Молочные и мясные продукты. Составление рассказа из личного опыта «Как мама варит суп (кашу), жарит котлеты» |
1ч. |
|
30 |
Молочные и мясные продукты. Составление рассказа из личного опыта «Как мама варит суп (кашу), жарит котлеты» |
1 ч. |
|
31 |
Транспорт. Пересказ рассказа «Транспорт» по вопросам. |
1ч. |
|
32 |
Итоговое занятие по темам «Хлебные продукты», «Молочные и мясные продукты», «Транспорт» |
1ч. |
|
33 |
Весна. Составление рассказа по сюжетной картинке «Приход весны». |
1ч. |
|
34 |
Растения луга и сада. Загадки-описания о цветах и травах. |
1ч. |
|
35 |
Лето. |
1ч. |
|
36 |
Итоговое занятие по темам «Весна», «Лето», «Растения луга и сада». |
1ч. |
Итого: 36ч.
Раздел № 2 «По дороге к Азбуке»
№ занятия |
Тема заняти Тема Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Звуки и буквы. |
1ч. |
|
|
Слова. Звуки. |
1ч. |
|
|
Предложение. |
1ч. |
|
|
Звук [А] , буква А |
1ч. |
|
|
Звук [О], буква О |
1ч. |
|
|
Звук [Э], буква Э |
1ч. |
|
|
Звук [И], буква И |
1ч. |
|
|
Звук [Ы], буква Ы |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [И] -[Ы] |
1ч. |
|
|
Звук [У], буква У |
1ч. |
|
|
Гласные звуки и их дифференциация. Гласные буквы. |
1ч. |
|
|
Звук [М]. Согласные звуки. Буква М |
1 ч. |
|
|
Звук [М’]. Твердые и мягкие согласные звуки. Буква М |
1ч |
|
|
Слоги. Закрепление понятий «слова», «предложение». |
1ч. |
|
|
Звук [П] ,звук [П’]. Буква П. |
1ч |
|
|
Звук [П] ,звук [П’]. Буква П.Слоги с букой П. |
1ч |
|
|
Звук [Б], звук [Б’] буква Б. |
1ч. |
|
|
Звук [Б], звук [Б’] буква Б. Слоги с буквой Б. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [Б]-[П], [Б’]-[П’]. Буквы Б, П. Слоги с буквой Б, П. |
1ч |
|
|
Звук [Н] - [Н’]. Буква Н. |
1ч |
|
|
Звук [Н] - [Н’]. Буква Н. Слоги с буквой Н. |
||
|
Звук [Т], звук [Т’], буква Т. |
1ч. |
|
|
Звук [Т], звук [Т’], буква Т. Слоги с буквой Т. |
1ч. |
|
|
Звук [В] , звук [В’],буква В. |
1ч |
|
|
Звук [В] , звук [В’],буква В. |
1ч |
|
|
Звук [Й], буква Й. |
1ч |
|
|
Звук [ЙА], буква Я. Двойные звуки. Слогов с буквой Я. |
1ч |
|
|
Звуки [Д] – [Д’] , буква Д. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Д]-[Т], [Д’]-[Т’].Буквы Д, Т. Слоги с буквой Д. |
1ч |
|
|
Звук [Ф], звук [Ф’], буква Ф. |
1ч |
|
|
Звук [Ф], звук [Ф’], буква Ф. Слоги с буквой Ф. Согласные буквы. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [В]-[Ф], [В’]- [Ф’]. Звонкие и глухие согласные. Буквы В, Ф. |
1ч |
|
|
Звуки [С],[ С’], буква С |
1ч |
|
|
Звуки [С],[С’],буква С. Слоги с буквой С. |
1ч |
|
|
Звук [ЙЭ], буква Е. Слоги с буквой Е. Двойные звуки [ЙЭ], [ЙА]. |
1ч |
|
|
Звук [К] , звук [К’], буква К. |
1ч |
|
|
Звук [К’], буква К. Слоги с буквой К. |
1ч. |
|
|
Звуки [ Г], звуки [Г’], буква Г. |
1ч. |
|
|
Звуки [Г], звуки [Г’], буква Г. Слоги с буквой Г. |
||
|
Дифференциация звуков [ Г]-[К], [Г’]-[К’]. Буквы Г, К. Слоги. |
1ч |
|
|
Звук [Х] - [Х’], буква Х. Слоги с буквой Х. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [К]-[Х] , [К’]-[Х’]. Слоги с буквами К, Х. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [К]-[Х] , [К’]-[Х’]. Слоги с буквами К, Х |
1ч. |
|
|
Звук [ З], звук [ З’], буква З. Слоги с буквой З. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [З]-[С], [З’]-[С’] Свистящие согласные звуки. Буквы З, С. |
1ч |
|
|
Звук [ Ш], буква Ш. Звуки[Ш]-[С]. Слоги с буквой Ш. |
1ч |
|
|
Звук [Ж], буква Ж. Звуки [Ж]- [З]- [Ш]. Слоги с букой Ж. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Ж]-[Ш], [Ж]-[З]. Шипящие согласные звуки. Буквы Ж, Ш, З. Слоги. |
1ч |
|
|
Звук [Л], звук [Л’] буква Л. |
1ч |
|
|
Звук [Л’], буква Л. Слоги с буквой Л. |
1ч |
|
|
Звуки [Р]- [ Р’], буква Р. |
1ч |
|
|
Звуки [Р]- [ Р’]. Слоги с буквой Р. |
||
|
Дифференциация звуков [Р]-[Л], [Р’]-[Л’]. Буквы Р, Л. |
1ч |
|
|
Звук [ЙО], буква Е. Двойные звуки [ЙО] [ЙЭ], [ЙА]. Слоги с буквой Е. |
1ч |
|
|
Звук [Й], буква Й. Слоги с буквой Й. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [Л’] - [Й]. Буквы Л, Й |
1ч |
|
|
Звук [Ч’], буква Ч. Слоги с буквой Ч. |
1ч. |
|
|
Звук [Щ’], буква Щ. Слоги с буквой Щ. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Ч’]-[Щ’]. Буквы Ч, Щ. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Ш]-[С], [Ш]-[Щ’]. Чтение слогов, слов. |
1ч |
|
|
Звук [Ц], буква Ц. Чтение слогов, слов. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Ч’]. Чтение слогов, слов. |
1ч |
|
|
Звук [ЙУ], буква Ю. Двойные звуки [ЙО] , [ЙЭ], [ЙА],[ЙУ] . Чтение слогов, слов. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА]. Буквы Е, Е, Ю, Я. Чтение слогов, слов. |
1ч. |
|
|
Ь, Ъ знаки. Чтение слогов, слов. |
1ч. |
|
|
Итоговое занятие. Закрепление знаний о звуках и буквах. |
1ч. |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Итоговое занятие. Страна Азбука. |
1ч. |
Итого: 72ч.
Календарно-тематическое планирование
к программе по развитию речи и подготовке к обучению грамоте.
Раздел № 1 «Мир вокруг нас»
№ занятия |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения занятия |
1 |
Игрушки. Составление рассказа - описания «Моя любимая игрушка». |
1ч. |
|
2 |
Игрушки. Составление рассказа - описания «Моя любимая игрушка». |
1ч |
|
3 |
Части тела. Умывальные принадлежности. |
1ч. |
|
4 |
Осень. Рассказывание по картине «Осенний день». |
1ч. |
|
5 |
Осень. Рассказывание по картине «Осенний день». |
1ч. |
|
6 |
Овощи-фрукты. Описание предметов и картинок. |
1ч. |
|
7 |
Овощи-фрукты. Описание предметов и картинок. |
1ч. |
|
8 |
Дом. Составление краткого повествовательного рассказа «В каком доме я живу» |
1ч. |
|
9 |
Мебель. Зарисовка и описание своей комнаты по схеме (плану). |
1ч. |
|
10 |
Электрические приборы. Рабочие инструменты. |
1ч. |
|
11 |
Итоговое занятие по темам «Рабочие инструменты», «Электрические приборы», «Мебель», «Дом». |
1ч. |
|
12 |
Итоговое занятие по темам «Игрушки», «Осень», «Овощи-фрукты». |
1ч. |
|
13 |
Профессии. Придумывание мини-рассказов о роде деятельности людей с опорой на картинки. |
1ч. |
|
14 |
Семья. Составление рассказа о своей семье |
1ч. |
|
15 |
Семья. Составление рассказа о своей семье |
1ч. |
|
16 |
Город, село. Составление рассказа по плану о селе. |
1ч. |
|
17 |
Посуда. Описание предметов по картинке. |
1ч. |
|
18 |
Головные уборы. Обувь. |
1ч. |
|
19 |
Одежда. Описание предметов одежды. |
1ч |
|
20 |
Итоговое занятие «Профессии», «Семья», «Город, село», «Посуда». |
1ч. |
|
21 |
Итоговое занятие по темам «Головные уборы», «Одежда», «Обувь». |
1ч. |
|
22 |
Зима. Беседа по сюжетной картинке «Зимние развлечения». Практическое усвоение слов, связанных со словом зима. |
1ч. |
|
23 |
Новогодний праздник. Составление рассказа из личного опыта на тему «Как я готовлюсь к встрече Нового года» |
1ч. |
|
24 |
Дикие животные. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Как животные готовятся к зиме» |
1ч. |
|
25 |
Домашние животные. Описание четвероногого друга с опорой на схему. |
1ч. |
|
26 |
Домашние птицы. Пересказ рассказа К. Ушинского «Петушок с семьей». |
1ч. |
|
27 |
Итоговое занятие по темам «Зима», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы». |
1ч. |
|
28 |
Хлебные продукты. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как выращивают хлеб» |
1ч. |
|
29 |
Молочные и мясные продукты. Составление рассказа из личного опыта «Как мама варит суп (кашу), жарит котлеты» |
1ч. |
|
30 |
Молочные и мясные продукты. Составление рассказа из личного опыта «Как мама варит суп (кашу), жарит котлеты» |
1 ч. |
|
31 |
Транспорт. Пересказ рассказа «Транспорт» по вопросам. |
1ч. |
|
32 |
Итоговое занятие по темам «Хлебные продукты», «Молочные и мясные продукты», «Транспорт» |
1ч. |
|
33 |
Весна. Составление рассказа по сюжетной картинке «Приход весны». |
1ч. |
|
34 |
Растения луга и сада. Загадки-описания о цветах и травах. |
1ч. |
|
35 |
Лето. |
1ч. |
|
36 |
Итоговое занятие по темам «Весна», «Лето», «Растения луга и сада». |
1ч. |
Итого: 36ч.
Раздел № 2 «По дороге к Азбуке»
№ занятия |
Тема заняти Тема Тема занятия |
Количество часов |
Дата проведения |
|
Звуки и буквы. |
1ч. |
|
|
Слова. Звуки. |
1ч. |
|
|
Предложение. |
1ч. |
|
|
Звук [А] , буква А |
1ч. |
|
|
Звук [О], буква О |
1ч. |
|
|
Звук [Э], буква Э |
1ч. |
|
|
Звук [И], буква И |
1ч. |
|
|
Звук [Ы], буква Ы |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [И] -[Ы] |
1ч. |
|
|
Звук [У], буква У |
1ч. |
|
|
Гласные звуки и их дифференциация. Гласные буквы. |
1ч. |
|
|
Звук [М]. Согласные звуки. Буква М |
1 ч. |
|
|
Звук [М’]. Твердые и мягкие согласные звуки. Буква М |
1ч |
|
|
Слоги. Закрепление понятий «слова», «предложение». |
1ч. |
|
|
Звук [П] ,звук [П’]. Буква П. |
1ч |
|
|
Звук [П] ,звук [П’]. Буква П.Слоги с букой П. |
1ч |
|
|
Звук [Б], звук [Б’] буква Б. |
1ч. |
|
|
Звук [Б], звук [Б’] буква Б. Слоги с буквой Б. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [Б]-[П], [Б’]-[П’]. Буквы Б, П. Слоги с буквой Б, П. |
1ч |
|
|
Звук [Н] - [Н’]. Буква Н. |
1ч |
|
|
Звук [Н] - [Н’]. Буква Н. Слоги с буквой Н. |
||
|
Звук [Т], звук [Т’], буква Т. |
1ч. |
|
|
Звук [Т], звук [Т’], буква Т. Слоги с буквой Т. |
1ч. |
|
|
Звук [В] , звук [В’],буква В. |
1ч |
|
|
Звук [В] , звук [В’],буква В. |
1ч |
|
|
Звук [Й], буква Й. |
1ч |
|
|
Звук [ЙА], буква Я. Двойные звуки. Слогов с буквой Я. |
1ч |
|
|
Звуки [Д] – [Д’] , буква Д. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Д]-[Т], [Д’]-[Т’].Буквы Д, Т. Слоги с буквой Д. |
1ч |
|
|
Звук [Ф], звук [Ф’], буква Ф. |
1ч |
|
|
Звук [Ф], звук [Ф’], буква Ф. Слоги с буквой Ф. Согласные буквы. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [В]-[Ф], [В’]- [Ф’]. Звонкие и глухие согласные. Буквы В, Ф. |
1ч |
|
|
Звуки [С],[ С’], буква С |
1ч |
|
|
Звуки [С],[С’],буква С. Слоги с буквой С. |
1ч |
|
|
Звук [ЙЭ], буква Е. Слоги с буквой Е. Двойные звуки [ЙЭ], [ЙА]. |
1ч |
|
|
Звук [К] , звук [К’], буква К. |
1ч |
|
|
Звук [К’], буква К. Слоги с буквой К. |
1ч. |
|
|
Звуки [ Г], звуки [Г’], буква Г. |
1ч. |
|
|
Звуки [Г], звуки [Г’], буква Г. Слоги с буквой Г. |
||
|
Дифференциация звуков [ Г]-[К], [Г’]-[К’]. Буквы Г, К. Слоги. |
1ч |
|
|
Звук [Х] - [Х’], буква Х. Слоги с буквой Х. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [К]-[Х] , [К’]-[Х’]. Слоги с буквами К, Х. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [К]-[Х] , [К’]-[Х’]. Слоги с буквами К, Х |
1ч. |
|
|
Звук [ З], звук [ З’], буква З. Слоги с буквой З. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [З]-[С], [З’]-[С’] Свистящие согласные звуки. Буквы З, С. |
1ч |
|
|
Звук [ Ш], буква Ш. Звуки[Ш]-[С]. Слоги с буквой Ш. |
1ч |
|
|
Звук [Ж], буква Ж. Звуки [Ж]- [З]- [Ш]. Слоги с букой Ж. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Ж]-[Ш], [Ж]-[З]. Шипящие согласные звуки. Буквы Ж, Ш, З. Слоги. |
1ч |
|
|
Звук [Л], звук [Л’] буква Л. |
1ч |
|
|
Звук [Л’], буква Л. Слоги с буквой Л. |
1ч |
|
|
Звуки [Р]- [ Р’], буква Р. |
1ч |
|
|
Звуки [Р]- [ Р’]. Слоги с буквой Р. |
||
|
Дифференциация звуков [Р]-[Л], [Р’]-[Л’]. Буквы Р, Л. |
1ч |
|
|
Звук [ЙО], буква Е. Двойные звуки [ЙО] [ЙЭ], [ЙА]. Слоги с буквой Е. |
1ч |
|
|
Звук [Й], буква Й. Слоги с буквой Й. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [Л’] - [Й]. Буквы Л, Й |
1ч |
|
|
Звук [Ч’], буква Ч. Слоги с буквой Ч. |
1ч. |
|
|
Звук [Щ’], буква Щ. Слоги с буквой Щ. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Ч’]-[Щ’]. Буквы Ч, Щ. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Ш]-[С], [Ш]-[Щ’]. Чтение слогов, слов. |
1ч |
|
|
Звук [Ц], буква Ц. Чтение слогов, слов. |
1ч |
|
|
Дифференциация звуков [Ц]-[С], [Ц]-[Ч’]. Чтение слогов, слов. |
1ч |
|
|
Звук [ЙУ], буква Ю. Двойные звуки [ЙО] , [ЙЭ], [ЙА],[ЙУ] . Чтение слогов, слов. |
1ч. |
|
|
Дифференциация звуков [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА]. Буквы Е, Е, Ю, Я. Чтение слогов, слов. |
1ч. |
|
|
Ь, Ъ знаки. Чтение слогов, слов. |
1ч. |
|
|
Итоговое занятие. Закрепление знаний о звуках и буквах. |
1ч. |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Чтение слов с изученными буквами. |
1ч |
|
|
Итоговое занятие. Страна Азбука. |
1ч. |
Итого: 72ч.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»