Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Старший воспитатель Костюченко Вера Алексеевна.
Старший воспитатель
Костюченко Вера Алексеевна

Программа предназначена для  детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Характерной особенностью у детей старшего дошкольного возраста  является  развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.

У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.

Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

         Наполняемость группы-15 детей.

Программа занятий

Календарно-тематическое  планирование

к  программе  по развитию  речи  и  подготовке  к  обучению  грамоте.

Раздел  №  1  «Мир  вокруг  нас»

      №

занятия

                   Тема  занятия

Количество

часов

Дата

проведения

занятия

1

Игрушки. Составление  рассказа -  описания  «Моя  любимая  игрушка».

1ч.

2

Игрушки. Составление  рассказа -  описания  «Моя  любимая  игрушка». 

3

Части  тела. Умывальные  принадлежности.

1ч.

4

Осень. Рассказывание  по  картине «Осенний  день».

1ч.

5

Осень. Рассказывание  по  картине «Осенний  день».

1ч.

6

Овощи-фрукты.

 Описание  предметов  и картинок.

1ч.

7

Овощи-фрукты.

 Описание  предметов  и картинок.

1ч.

8

Дом. Составление краткого повествовательного рассказа  «В  каком  доме  я живу»

1ч.

9

Мебель. Зарисовка  и описание  своей  комнаты  по  схеме  (плану).

1ч.

10

Электрические  приборы. Рабочие  инструменты.

1ч.

11

Итоговое занятие  по темам  «Рабочие  инструменты», «Электрические  приборы», «Мебель»,  «Дом».

1ч.

12

Итоговое  занятие по темам «Игрушки»,  «Осень»,  «Овощи-фрукты».

1ч.

13

Профессии. Придумывание  мини-рассказов  о  роде  деятельности  людей  с  опорой  на  картинки.

1ч.

14

 Семья. Составление  рассказа  о  своей  семье

1ч.

15

Семья. Составление  рассказа  о  своей  семье

1ч.

16

Город, село. Составление  рассказа  по  плану о  селе. 

1ч.

17

Посуда. Описание  предметов  по  картинке.

1ч.

18

Головные  уборы. Обувь.

1ч.

19

Одежда. Описание  предметов  одежды.

20

Итоговое  занятие «Профессии»,  «Семья», «Город, село», «Посуда».  

1ч.

21

Итоговое  занятие  по  темам    «Головные  уборы», «Одежда»,  «Обувь». 

1ч.

22

Зима. Беседа по  сюжетной  картинке «Зимние  развлечения». Практическое усвоение  слов,  связанных  со  словом  зима.

1ч.

23

Новогодний  праздник. Составление  рассказа  из  личного  опыта  на  тему  «Как  я  готовлюсь  к  встрече  Нового  года»

1ч.

24

Дикие животные. Пересказ  рассказа  Н.  Сладкова   «Как  животные  готовятся  к  зиме»

1ч.

25

Домашние  животные. Описание  четвероногого друга  с  опорой  на  схему.

1ч.

26

Домашние птицы. Пересказ  рассказа   К.  Ушинского  «Петушок  с  семьей».

1ч.

27

Итоговое  занятие  по  темам «Зима»,  «Дикие  и  домашние  животные», «Домашние птицы».

1ч.

28

Хлебные  продукты. Составление  рассказа  по  серии  сюжетных  картинок «Как  выращивают  хлеб»

1ч.

29

Молочные  и  мясные  продукты. Составление  рассказа  из  личного  опыта  «Как  мама  варит  суп (кашу),  жарит  котлеты»

1ч.

30

Молочные  и  мясные  продукты. Составление  рассказа  из  личного  опыта  «Как  мама  варит  суп (кашу),  жарит  котлеты»

1 ч.

31

Транспорт. Пересказ  рассказа  «Транспорт» по  вопросам.

1ч.

32

Итоговое  занятие  по  темам  «Хлебные  продукты»,

«Молочные и  мясные продукты», «Транспорт»

1ч.

33

Весна. Составление  рассказа  по  сюжетной  картинке  «Приход  весны».

1ч.

34

Растения  луга  и  сада. Загадки-описания  о  цветах  и  травах.

1ч.

 35

Лето.  

1ч.

 36

Итоговое занятие  по  темам «Весна»,  «Лето», «Растения  луга  и сада».

1ч.

                                                                                                                                                                     Итого: 36ч.

                                           Раздел  №  2  «По дороге к Азбуке»  

занятия

               Тема  заняти        Тема                             Тема  занятия

Количество  часов

Дата  проведения

Звуки  и буквы.

1ч.

Слова.  Звуки.

1ч.

Предложение.

1ч.

Звук  [А] , буква А

1ч.

Звук  [О],  буква О

1ч.

Звук  [Э],  буква  Э

1ч.

Звук  [И],  буква  И

1ч.

Звук  [Ы], буква  Ы

1ч.

Дифференциация  звуков  [И] -[Ы]

1ч.

Звук  [У], буква У

1ч.

Гласные  звуки  и  их  дифференциация. Гласные  буквы.

1ч.

Звук [М]. Согласные  звуки. Буква М

1 ч.

Звук  [М’]. Твердые  и  мягкие  согласные  звуки. Буква М   

Слоги.  Закрепление  понятий «слова»,  «предложение».

1ч.

Звук  [П] ,звук  [П’]. Буква  П.

Звук  [П] ,звук  [П’]. Буква  П.Слоги с букой П.

Звук  [Б],   звук  [Б’]  буква Б.

1ч.

Звук  [Б],   звук  [Б’]  буква Б. Слоги с буквой Б.

1ч.

Дифференциация  звуков [Б]-[П],   [Б’]-[П’]. Буквы Б, П.  Слоги с буквой Б, П.

Звук  [Н] -  [Н’]. Буква  Н.

Звук  [Н] -  [Н’]. Буква  Н.  Слоги с буквой Н.

Звук  [Т], звук  [Т’],  буква  Т.

1ч.

Звук  [Т], звук  [Т’],  буква  Т.  Слоги с буквой Т.

1ч.

Звук [В] ,  звук  [В’],буква  В.

Звук [В] ,  звук  [В’],буква  В.

Звук  [Й], буква  Й.

Звук  [ЙА], буква Я. Двойные звуки.  Слогов с буквой Я.

Звуки [Д] – [Д’] , буква  Д.

Дифференциация  звуков  [Д]-[Т],  [Д’]-[Т’].Буквы Д,  Т. Слоги с буквой Д.

Звук  [Ф],  звук  [Ф’],  буква  Ф.

  Звук  [Ф],  звук  [Ф’],  буква  Ф.   Слоги  с  буквой Ф.  Согласные буквы.

Дифференциация  звуков [В]-[Ф], [В’]- [Ф’].

Звонкие  и  глухие  согласные.  Буквы  В,  Ф.

Звуки  [С],[ С’], буква  С

Звуки [С],[С’],буква С. Слоги с буквой С.

Звук  [ЙЭ], буква Е. Слоги с буквой Е. Двойные  звуки  [ЙЭ], [ЙА].

Звук  [К] ,  звук  [К’], буква К.

Звук  [К’],  буква К.   Слоги с буквой К.

1ч.

Звуки [ Г], звуки [Г’],   буква Г.

1ч.

Звуки [Г], звуки [Г’],   буква Г.    Слоги с буквой Г.

Дифференциация  звуков [ Г]-[К],  [Г’]-[К’].  Буквы  Г,  К. Слоги.

Звук  [Х] -  [Х’],  буква  Х.   Слоги  с  буквой Х.

1ч.

Дифференциация    звуков  [К]-[Х] , [К’]-[Х’]. Слоги с буквами К, Х. 

1ч.

Дифференциация    звуков  [К]-[Х] , [К’]-[Х’]. Слоги с буквами К, Х

1ч.

  Звук [ З],   звук [ З’],  буква З. Слоги с буквой З.

1ч.

Дифференциация  звуков  [З]-[С],  [З’]-[С’]

Свистящие  согласные  звуки. Буквы  З,  С.

Звук [ Ш], буква Ш.  Звуки[Ш]-[С]. Слоги с буквой Ш.

Звук [Ж],  буква  Ж. Звуки [Ж]- [З]- [Ш]. Слоги с букой Ж.

Дифференциация звуков  [Ж]-[Ш],  [Ж]-[З].

Шипящие  согласные  звуки. Буквы  Ж, Ш,  З. Слоги.

Звук  [Л], звук  [Л’]  буква Л.

Звук  [Л’],  буква  Л. Слоги с буквой Л.

Звуки  [Р]- [ Р’],  буква  Р.

Звуки  [Р]- [ Р’]. Слоги с буквой Р.

Дифференциация  звуков [Р]-[Л], [Р’]-[Л’].  Буквы  Р, Л.

Звук  [ЙО],  буква  Е. Двойные  звуки [ЙО]  [ЙЭ], [ЙА]. Слоги с буквой Е.

Звук  [Й], буква  Й. Слоги с буквой Й.

1ч.

Дифференциация  звуков  [Л’] - [Й]. Буквы  Л,  Й

Звук  [Ч’], буква Ч. Слоги с буквой Ч.

1ч.

Звук  [Щ’],  буква  Щ. Слоги с буквой Щ.

Дифференциация  звуков  [Ч’]-[Щ’]. Буквы  Ч,  Щ.

Дифференциация звуков [Ш]-[С], [Ш]-[Щ’]. Чтение слогов, слов.

Звук [Ц], буква  Ц.  Чтение слогов, слов.

Дифференциация  звуков  [Ц]-[С],  [Ц]-[Ч’].  Чтение слогов, слов.

Звук [ЙУ],  буква Ю.  Двойные  звуки [ЙО] , [ЙЭ], [ЙА],[ЙУ]  .

Чтение слогов, слов.

1ч.

Дифференциация  звуков  [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ],  [ЙА].  Буквы  Е,  Е, Ю,  Я.  Чтение слогов, слов.

1ч.

Ь, Ъ знаки. Чтение слогов, слов.

1ч.

Итоговое  занятие. Закрепление  знаний  о  звуках  и  буквах.

1ч.

Чтение слов  с  изученными буквами.

Чтение слов  с  изученными буквами.

Чтение слов  с  изученными буквами.

Чтение слов  с  изученными буквами.

Чтение слов  с  изученными буквами.

 Итоговое занятие. Страна  Азбука.

1ч.

                                                                                                                                                         Итого: 72ч.

Календарно-тематическое  планирование

к  программе  по развитию  речи  и  подготовке  к  обучению  грамоте.

Раздел  №  1  «Мир  вокруг  нас»

      №

занятия

                   Тема  занятия

Количество

часов

Дата

проведения

занятия

1

Игрушки. Составление  рассказа -  описания  «Моя  любимая  игрушка».

1ч.

2

Игрушки. Составление  рассказа -  описания  «Моя  любимая  игрушка». 

3

Части  тела. Умывальные  принадлежности.

1ч.

4

Осень. Рассказывание  по  картине «Осенний  день».

1ч.

5

Осень. Рассказывание  по  картине «Осенний  день».

1ч.

6

Овощи-фрукты.

 Описание  предметов  и картинок.

1ч.

7

Овощи-фрукты.

 Описание  предметов  и картинок.

1ч.

8

Дом. Составление краткого повествовательного рассказа  «В  каком  доме  я живу»

1ч.

9

Мебель. Зарисовка  и описание  своей  комнаты  по  схеме  (плану).

1ч.

10

Электрические  приборы. Рабочие  инструменты.

1ч.

11

Итоговое занятие  по темам  «Рабочие  инструменты», «Электрические  приборы», «Мебель»,  «Дом».

1ч.

12

Итоговое  занятие по темам «Игрушки»,  «Осень»,  «Овощи-фрукты».

1ч.

13

Профессии. Придумывание  мини-рассказов  о  роде  деятельности  людей  с  опорой  на  картинки.

1ч.

14

 Семья. Составление  рассказа  о  своей  семье

1ч.

15

Семья. Составление  рассказа  о  своей  семье

1ч.

16

Город, село. Составление  рассказа  по  плану о  селе. 

1ч.

17

Посуда. Описание  предметов  по  картинке.

1ч.

18

Головные  уборы. Обувь.

1ч.

19

Одежда. Описание  предметов  одежды.

20

Итоговое  занятие «Профессии»,  «Семья», «Город, село», «Посуда».  

1ч.

21

Итоговое  занятие  по  темам    «Головные  уборы», «Одежда»,  «Обувь». 

1ч.

22

Зима. Беседа по  сюжетной  картинке «Зимние  развлечения». Практическое усвоение  слов,  связанных  со  словом  зима.

1ч.

23

Новогодний  праздник. Составление  рассказа  из  личного  опыта  на  тему  «Как  я  готовлюсь  к  встрече  Нового  года»

1ч.

24

Дикие животные. Пересказ  рассказа  Н.  Сладкова   «Как  животные  готовятся  к  зиме»

1ч.

25

Домашние  животные. Описание  четвероногого друга  с  опорой  на  схему.

1ч.

26

Домашние птицы. Пересказ  рассказа   К.  Ушинского  «Петушок  с  семьей».

1ч.

27

Итоговое  занятие  по  темам «Зима»,  «Дикие  и  домашние  животные», «Домашние птицы».

1ч.

28

Хлебные  продукты. Составление  рассказа  по  серии  сюжетных  картинок «Как  выращивают  хлеб»

1ч.

29

Молочные  и  мясные  продукты. Составление  рассказа  из  личного  опыта  «Как  мама  варит  суп (кашу),  жарит  котлеты»

1ч.

30

Молочные  и  мясные  продукты. Составление  рассказа  из  личного  опыта  «Как  мама  варит  суп (кашу),  жарит  котлеты»

1 ч.

31

Транспорт. Пересказ  рассказа  «Транспорт» по  вопросам.

1ч.

32

Итоговое  занятие  по  темам  «Хлебные  продукты»,

«Молочные и  мясные продукты», «Транспорт»

1ч.

33

Весна. Составление  рассказа  по  сюжетной  картинке  «Приход  весны».

1ч.

34

Растения  луга  и  сада. Загадки-описания  о  цветах  и  травах.

1ч.

 35

Лето.  

1ч.

 36

Итоговое занятие  по  темам «Весна»,  «Лето», «Растения  луга  и сада».

1ч.

                                                                                                                                                                     Итого: 36ч.

                                           Раздел  №  2  «По дороге к Азбуке»  

занятия

               Тема  заняти        Тема                             Тема  занятия

Количество  часов

Дата  проведения

Звуки  и буквы.

1ч.

Слова.  Звуки.

1ч.

Предложение.

1ч.

Звук  [А] , буква А

1ч.

Звук  [О],  буква О

1ч.

Звук  [Э],  буква  Э

1ч.

Звук  [И],  буква  И

1ч.

Звук  [Ы], буква  Ы

1ч.

Дифференциация  звуков  [И] -[Ы]

1ч.

Звук  [У], буква У

1ч.

Гласные  звуки  и  их  дифференциация. Гласные  буквы.

1ч.

Звук [М]. Согласные  звуки. Буква М

1 ч.

Звук  [М’]. Твердые  и  мягкие  согласные  звуки. Буква М   

Слоги.  Закрепление  понятий «слова»,  «предложение».

1ч.

Звук  [П] ,звук  [П’]. Буква  П.

Звук  [П] ,звук  [П’]. Буква  П.Слоги с букой П.

Звук  [Б],   звук  [Б’]  буква Б.

1ч.

Звук  [Б],   звук  [Б’]  буква Б. Слоги с буквой Б.

1ч.

Дифференциация  звуков [Б]-[П],   [Б’]-[П’]. Буквы Б, П.  Слоги с буквой Б, П.

Звук  [Н] -  [Н’]. Буква  Н.

Звук  [Н] -  [Н’]. Буква  Н.  Слоги с буквой Н.

Звук  [Т], звук  [Т’],  буква  Т.

1ч.

Звук  [Т], звук  [Т’],  буква  Т.  Слоги с буквой Т.

1ч.

Звук [В] ,  звук  [В’],буква  В.

Звук [В] ,  звук  [В’],буква  В.

Звук  [Й], буква  Й.

Звук  [ЙА], буква Я. Двойные звуки.  Слогов с буквой Я.

Звуки [Д] – [Д’] , буква  Д.

Дифференциация  звуков  [Д]-[Т],  [Д’]-[Т’].Буквы Д,  Т. Слоги с буквой Д.

Звук  [Ф],  звук  [Ф’],  буква  Ф.

  Звук  [Ф],  звук  [Ф’],  буква  Ф.   Слоги  с  буквой Ф.  Согласные буквы.

Дифференциация  звуков [В]-[Ф], [В’]- [Ф’].

Звонкие  и  глухие  согласные.  Буквы  В,  Ф.

Звуки  [С],[ С’], буква  С

Звуки [С],[С’],буква С. Слоги с буквой С.

Звук  [ЙЭ], буква Е. Слоги с буквой Е. Двойные  звуки  [ЙЭ], [ЙА].

Звук  [К] ,  звук  [К’], буква К.

Звук  [К’],  буква К.   Слоги с буквой К.

1ч.

Звуки [ Г], звуки [Г’],   буква Г.

1ч.

Звуки [Г], звуки [Г’],   буква Г.    Слоги с буквой Г.

Дифференциация  звуков [ Г]-[К],  [Г’]-[К’].  Буквы  Г,  К. Слоги.

Звук  [Х] -  [Х’],  буква  Х.   Слоги  с  буквой Х.

1ч.

Дифференциация    звуков  [К]-[Х] , [К’]-[Х’]. Слоги с буквами К, Х. 

1ч.

Дифференциация    звуков  [К]-[Х] , [К’]-[Х’]. Слоги с буквами К, Х

1ч.

  Звук [ З],   звук [ З’],  буква З. Слоги с буквой З.

1ч.

Дифференциация  звуков  [З]-[С],  [З’]-[С’]

Свистящие  согласные  звуки. Буквы  З,  С.

Звук [ Ш], буква Ш.  Звуки[Ш]-[С]. Слоги с буквой Ш.

Звук [Ж],  буква  Ж. Звуки [Ж]- [З]- [Ш]. Слоги с букой Ж.

Дифференциация звуков  [Ж]-[Ш],  [Ж]-[З].

Шипящие  согласные  звуки. Буквы  Ж, Ш,  З. Слоги.

Звук  [Л], звук  [Л’]  буква Л.

Звук  [Л’],  буква  Л. Слоги с буквой Л.

Звуки  [Р]- [ Р’],  буква  Р.

Звуки  [Р]- [ Р’]. Слоги с буквой Р.

Дифференциация  звуков [Р]-[Л], [Р’]-[Л’].  Буквы  Р, Л.

Звук  [ЙО],  буква  Е. Двойные  звуки [ЙО]  [ЙЭ], [ЙА]. Слоги с буквой Е.

Звук  [Й], буква  Й. Слоги с буквой Й.

1ч.

Дифференциация  звуков  [Л’] - [Й]. Буквы  Л,  Й

Звук  [Ч’], буква Ч. Слоги с буквой Ч.

1ч.

Звук  [Щ’],  буква  Щ. Слоги с буквой Щ.

Дифференциация  звуков  [Ч’]-[Щ’]. Буквы  Ч,  Щ.

Дифференциация звуков [Ш]-[С], [Ш]-[Щ’]. Чтение слогов, слов.

Звук [Ц], буква  Ц.  Чтение слогов, слов.

Дифференциация  звуков  [Ц]-[С],  [Ц]-[Ч’].  Чтение слогов, слов.

Звук [ЙУ],  буква Ю.  Двойные  звуки [ЙО] , [ЙЭ], [ЙА],[ЙУ]  .

Чтение слогов, слов.

1ч.

Дифференциация  звуков  [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ],  [ЙА].  Буквы  Е,  Е, Ю,  Я.  Чтение слогов, слов.

1ч.

Ь, Ъ знаки. Чтение слогов, слов.

1ч.

Итоговое  занятие. Закрепление  знаний  о  звуках  и  буквах.

1ч.

Чтение слов  с  изученными буквами.

Чтение слов  с  изученными буквами.

Чтение слов  с  изученными буквами.

Чтение слов  с  изученными буквами.

Чтение слов  с  изученными буквами.

 Итоговое занятие. Страна  Азбука.

1ч.

                                                                                                                                                         Итого: 72ч.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie