Ознакомление с художественной литературой
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.
Характерной особенностью у детей старшего дошкольного возраста является развитие познавательных и мыслительных психических процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
Психическое развитие и становление личности ребенка к концу дошкольного возраста тесно связаны с развитием самосознания. У ребенка 6 – 7 летнего возраста формируется самооценка на основе осознания успешности своей деятельности, оценок сверстников, оценки педагога, одобрения взрослых и родителей. Ребенок становится способным осознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в семье, в детском коллективе сверстников.
Формируется рефлексия, т. е. осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций. В качестве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осознание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».
Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности и стремления. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении дошкольного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.
Наполняемость группы-15 детей.
Программа занятий
Календарно-тематическое планирование к рабочей дополнительной образовательной программе по ознакомлению с художественной литературой
Номер раздела, занятия |
Тема раздела, занятия |
Количество часов |
Дата проведения занятия |
Введение |
Открываем мир книги. |
||
1 |
Я учусь слушать чтение книги. Как создается книга |
1 |
03.09 |
2 |
Из чего состоит книга. Книги моей домашней библиотеки |
1 |
10.09 |
Раздел № 1 |
Малые фольклорные формы |
||
1 |
Заклички как жанр детского фольклора |
1 |
17.09 |
2 |
Загадки, скороговорки, чистоговорки |
1 |
24.09 |
3 |
Пословицы, считалки, колыбельная песня, народная игра |
1 |
01.10 |
4 |
Обобщение. Литературный калейдоскоп. |
1 |
08.10 |
Раздел №2 |
По страницам сказок |
||
1 |
Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» |
1 |
15.10 |
2 |
Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
1 |
22.10 |
3 |
Рассказывание русской народной сказки «Жихарка» |
1 |
29.10 |
4 |
Наталья Абрамцева «Сказка о двух снах» |
1 |
05.11 |
5 |
Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» |
1 |
12.11 |
6 |
Пересказ русской народной сказки «Зимовье» |
1 |
19.11 |
7 |
Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и серый волк» |
1 |
26.11 |
8 |
Чтение сказки Ю. Казакова «Жадный Чик и кот Васька» |
1 |
03.12 |
9 |
Сказки А.С. Пушкина |
1 |
10.12 |
10 |
К.И.Чуковский «Доктор Айболит»,«Федорино горе»,«Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Телефон» |
1 |
17.12 |
11 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1 |
24.12 |
12 |
Сочиняем сказку |
1 |
15.01 |
13 |
Поэтика сказки (повторение пройденного) |
1 |
22.01 |
Раздел № 3 |
Удивительный мир стихов |
||
1 |
Творчество А.Л.Барто |
1 |
29.01 |
2 |
Изображение природы в русской лирике |
1 |
04.02 |
3 |
Чтение стихотворений о зиме |
1 |
11.02 |
4 |
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» |
1 |
18.02 |
5 |
Чтение стихотворений о весне |
1 |
25.02 |
6 |
Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Весна» |
1 |
04.03 |
7 |
С.Я.Маршак. «Мой веселый, звонкий мяч» |
1 |
11.03 |
8 |
Заучивание стихотворения В.Д.Берестов «За игрой»» |
1 |
18.03 |
9 |
Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина» |
1 |
25.03 |
10 |
Чтение веселых стихотворений |
1 |
01.04 |
11 |
Обобщение. Зачем люди сочиняют, слушают и запоминают стихи |
1 |
08.04 |
Раздел № 4 |
Отношения в мире людей и животных |
||
1 |
Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат» |
1 |
15.04 |
2 |
Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа» |
1 |
22.04 |
3 |
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей» |
1 |
29.04 |
4 |
Рассказ Марины Потоцкой «Острое поросячье заболевание» |
1 |
06.05 |
5 |
Обобщение. Книга - «величайшее из чудес, созданных человеком» (М.Горький) |
1 |
13.05 |
6 |
Обобщение. Книга - «величайшее из чудес, созданных человеком» (М.Горький |
1 |
20.05 |
Итого: 36 часов
Календарно-тематическое планирование к рабочей дополнительной образовательной программе по ознакомлению с художественной литературой
Номер раздела, занятия |
Тема раздела, занятия |
Количество часов |
Дата проведения занятия |
Введение |
Открываем мир книги. |
||
1 |
Я учусь слушать чтение книги. Как создается книга |
1 |
03.09 |
2 |
Из чего состоит книга. Книги моей домашней библиотеки |
1 |
10.09 |
Раздел № 1 |
Малые фольклорные формы |
||
1 |
Заклички как жанр детского фольклора |
1 |
17.09 |
2 |
Загадки, скороговорки, чистоговорки |
1 |
24.09 |
3 |
Пословицы, считалки, колыбельная песня, народная игра |
1 |
01.10 |
4 |
Обобщение. Литературный калейдоскоп. |
1 |
08.10 |
Раздел №2 |
По страницам сказок |
||
1 |
Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» |
1 |
15.10 |
2 |
Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» |
1 |
22.10 |
3 |
Рассказывание русской народной сказки «Жихарка» |
1 |
29.10 |
4 |
Наталья Абрамцева «Сказка о двух снах» |
1 |
05.11 |
5 |
Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» |
1 |
12.11 |
6 |
Пересказ русской народной сказки «Зимовье» |
1 |
19.11 |
7 |
Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и серый волк» |
1 |
26.11 |
8 |
Чтение сказки Ю. Казакова «Жадный Чик и кот Васька» |
1 |
03.12 |
9 |
Сказки А.С. Пушкина |
1 |
10.12 |
10 |
К.И.Чуковский «Доктор Айболит»,«Федорино горе»,«Мойдодыр», «Муха Цокотуха», «Телефон» |
1 |
17.12 |
11 |
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
1 |
24.12 |
12 |
Сочиняем сказку |
1 |
15.01 |
13 |
Поэтика сказки (повторение пройденного) |
1 |
22.01 |
Раздел № 3 |
Удивительный мир стихов |
||
1 |
Творчество А.Л.Барто |
1 |
29.01 |
2 |
Изображение природы в русской лирике |
1 |
04.02 |
3 |
Чтение стихотворений о зиме |
1 |
11.02 |
4 |
Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима» |
1 |
18.02 |
5 |
Чтение стихотворений о весне |
1 |
25.02 |
6 |
Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Весна» |
1 |
04.03 |
7 |
С.Я.Маршак. «Мой веселый, звонкий мяч» |
1 |
11.03 |
8 |
Заучивание стихотворения В.Д.Берестов «За игрой»» |
1 |
18.03 |
9 |
Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Тишина» |
1 |
25.03 |
10 |
Чтение веселых стихотворений |
1 |
01.04 |
11 |
Обобщение. Зачем люди сочиняют, слушают и запоминают стихи |
1 |
08.04 |
Раздел № 4 |
Отношения в мире людей и животных |
||
1 |
Чтение рассказа Е.Чарушина «Про зайчат» |
1 |
15.04 |
2 |
Чтение рассказа Н.Носова «Живая шляпа» |
1 |
22.04 |
3 |
Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей» |
1 |
29.04 |
4 |
Рассказ Марины Потоцкой «Острое поросячье заболевание» |
1 |
06.05 |
5 |
Обобщение. Книга - «величайшее из чудес, созданных человеком» (М.Горький) |
1 |
13.05 |
6 |
Обобщение. Книга - «величайшее из чудес, созданных человеком» (М.Горький |
1 |
20.05 |
Итого: 36 часов
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»